Нордкап 09
31-08-2009, Алексей Колганов
План
План был прост и состоял из одного пункта. Нужно было поближе познакомиться с мотоциклом. А также накататься на нем. Для этого нужно совершить какое-то длительное путешествие, чтобы провести на моце много времени. Нордкап(1). Нордкап притягивал меня. Не знаю почему. Он подходил для такого путешествия идеально. Летом не жарко ехать в полном экипе. Длинные полярные дни позволяют ехать долго и не в темноте. Кроме того рядом с ним находится город Мурманск, в котором живут мои друзья. Заодно можно было бы и их навестить. Вот и весь план.
Подготовка
Поскольку ехал на, что ни на есть, Север, то на байк были установлены ручки с подогревом, подогрев сидения и прикуриватель для питания навигатора. Проверено состояние мотоцикла, колодки, масло. Еще зимой в США были куплены специальные сумки MotoPak. Для желудка было взято: литровый термос с кипятком, пакетики с чаем, несколько пакетов китайской лапши, нож с ложкой и вилкой, термокружка и полифепан. Купил упаковку одноразовых контактных линз, поскольку была красивой идея выкидывать вечером старые, а не заморачиваться вечерами с их промывкой, как когда-то. В качестве навигатора предполагалось использовать коммуникатор HTC Cruise с программой iGo. Под нее скачал свежие карты Финляндии, Норвегии и других европ. Как впоследствии выяснилось – карта, по крайней мере, Финляндии была старой. В предыдущих «дальняках» было установлено, что для меня комфортно проезжать 600-700 км в день. Приезжаешь на место после такого перегона не уставший и не поздно. Есть время куда-нибудь сходить, что-нибудь посмотреть, а не просто упасть в кровать. Примерно таким образом и был распланирован маршрут. Исключение составляли только перегоны Москва-Выборг и назад. Их мне хотелось преодолеть за один день. Это примерно 900 км. Т.к. хотелось ехать на моцике, то паром из Финляндии в Швецию отпадал. Нужно было понять можно ли проехать на него через Финляндию по земле. Знатоки с мото.ру сказали, что без проблем. Проявились следующие переезды: Выборг-Оулу; Оулу-место где-нибудь на севере Финляндии; место где-нибудь на севере Финляндии-Нордкап, Нордкап-Мурманск. Из Мурманска запланировал вернуться в Москву также через Финляндию. Мультивиза рулит, а родные дороги мне уже надоели. Была еще одна задача, которая требовала решения. Мне нужно было иметь гарантированный доступ в Интернет на протяжении всего пути, чтобы вечерами выполнять свои служебные обязанности. Поиск в сети сообщил мне, что тариф Columbus у сотового провайдера Elisa позволяет иметь неограниченный трафик за 6.7 евробаксов в месяц. Это меня устраивало.
Поездка
День первый
Как я и предполагал, это была самая «скучная» часть поездки. По плану нужно было просто доехать до Выборга. Живым. Мое когда-то принятое решение о том, что мы, мотоциклисты, не торопимся с выездом (лучше выспаться) обеспечило мне поздний выезд. Около 11 утра я вырулил из ворот стоянки, предварительно рассказав охранникам, куда я собрался. Они проводили меня раскрытыми ртами. Знакомая дорога на Питер не вызывала проблем. Около 4 остановился на обед в знакомом кафе «У медведя». Размял ноги и поехал дальше. На мелкие дождики я не обращал внимания т.к. кожаный экип легко справляется с ними, но где-то у Торжка начало попахивать серьезной грозой. Остановился на заправке под крышей. Переждал пик грозы. Лично у меня в дождь всегда возникает проблема – одевать дождевик или не одевать. Дождевик я выбрал «тяжелый», ведь еду на север. Одевать его сложно, да и жарко в нем, если дождь быстро кончится. Постоял, посмотрел на небо, попереминал все эти мысли в голове и одел дождевик. Потом не пожалел. Дождь сопровождал меня до самого Выборга в который я въехал около 7 часов вечера. Остановился в знакомой гостинице. Душ, ужин. Хотел купить местную сим-карту, чтобы выйти по-дешевому в Интернет. Вбежал в дверь магазина перед самым закрытием, но мне сказали, что касса уже снята. Фиг с ним. Проверил почту с московской симки. Спать.
День второй
Собрал сумки. Привязал их к байку. Оделся. Поздний выезд. Нужно было купить уже в Финляндии в Хамине в Р-киоске сим-карту Elisa, поэтому решил проходить границу в, до боли знакомой, Торфяновке. Подъехал к границе и увидел приличных размеров очередь на границу. По слухам, мотоциклистов на границах пропускают без очередей. Прокрался к шлагбауму и вопросительно посмотрел на погранцов. Один из них указал на меня пальцем и махнул рукой, типа «проезжай». Слухи подтвердились. Прошел русскую границу и помчался к финнам. По дороге из-под резинки, которой прижимаются багажные сумки, выпала правая перчатка. Обнаружил это только на финской границе. Никакой возможности вернуться и поискать – никто не позволит болтаться между двух границ. Хорошо, что взял вторую пару мотоперчаток. Пригодились. Оставшуюся перчатку засунул в багаж. Финнов, как всегда, прошел без проблем. Пограничник спросил меня куда я еду. Я ответил, что в Рованиеми. Ответ его устроил. Он вбил его в компьютер. Доехал до Хамины. С третьего раза мне рассказали, где находится Р-киоск. Подъехал. Продавщица не молода, а это значит, что наверняка не знает английского. Я был прав. Прошу у нее сим-карту для GPRS-подключения. Она предлагает мне два каких-то варианта, а я забыл, какой мне нужен. Достаю ноутбук и… не нахожу файл, в котором было записано название нужного сотового оператора. Вот неприятность. Тем временем я начинаю потеть. Одежда, чай, не для помещения. В тоже время я понимаю всю важность этого момента – мне обязательно нужен интернет в поездке! Пристраиваюсь на прилавок и вхожу в сеть с московского Мегафона. Понимаю, что сейчас «попаду» на кругленькую сумму – GPRS в роуминге, да еще и в иностранном. Сразу же пополняю вебманями счет. Потею. Нахожу нужную страницу. Бегу к продавщице – мне нужен Columbus Elisa! Она мне говорит, что вместо Columbus теперь Saunalahti. Вот блин! У меня никакой информации об этом тарифе. Опять лезу в Интернет. Потею уже не шуточно. Пот со лба капает на клавиатуру. Нахожу подтверждение, что Saunalahti — это то, что мне нужно. Покупаю его. Теперь мне нужно убедиться, что он работает. Посылаю СМС с “DATA7” чтобы подключить услугу «безлимитный GPRS-интернет на месяц за 6,70 евро». Не хватает средств на счету. Иду к продавщице, чтобы пополнила счет. За 20 евро она протягивает мне квитанцию на финском. Что набирать? Куда посылать? Какой код? Ничего не понятно. Выхожу на улицу. Прохладно. Хорошо. Только четвертый прохожий соглашается мне помочь, и мы совместными усилиями пополняем мой счет. Отсылаю СМС с запросом на подключение услуги. Приходит ответ. Опять на финском. Что там написано? Непонятно. Подхожу к пареньку, который ранее уже отшил меня с моими просьбами помочь пополнить счет. Он хотя бы по-английски понимает. Прошу его сказать, что там написано. Он говорит, что что-то про передачу данных… один месяц… Йес! Выхожу с коммуникатора в Интернет. Работает. Можно считать, что основная часть путешествия началась! И началась – успешно! Смотрю навигацию. До Рованиеми больше 900 км. Это слишком. До Оулу? О! Всего около 500 км. Решено, еду в Оулу. Отличная дорога. Стараюсь не превышать скорость — дорожу шенгенской мультивизой. Изредка мысленно благодарю создателей мотоциклов за относительно маленькие объемы бензобаков, т.к. необходимость заправиться позволяет размять ноги. По пути выяснилась неприятная особенность моего навигатора. Когда он находится в сумке на бензобаке в прозрачном кармане для карт, то перегревается и его батарея перестает принимать зарядку. От самой же батарейки он долго не проработает, а ехать без навигации, не входило в мои планы. Приходится регулярно проверять заряжается ли навигатор и отключать его, чтобы остыл. Въехал в Оулу. Интересные у них города. Нет такой скученности домов. Еду по автобану и понимаю, что еще немного и могу выехать из города. Заворачиваю на большую заправку. Вокруг супермаркеты, большие стоянки. Что-то типа нашего комплекса OBI-Ikea-Ашан на Ленинградке. Нужно у кого-то спросить про кемпинг. Подъезжаю к огромному супермаркету. Прямо перед ним стоянка для мотоциклов. Почему-то прямо на пешеходном тротуаре. Немного напрягаюсь. На этой стоянке стоят скутеры и малообъемные мотоциклы. Мой не маленький «Дрозд» будет сильно выделяться. Немного мучают вопросы типа: могу ли я припарковаться рядом с ними, и не придется ли потом разбираться с полицией? Встаю. Снимаю шлем. Мимо меня проходит парень в мотоэкипе. Киваем друг другу. Обращаюсь к нему. Хорошо, он говорит по-английски. Спрашиваю про ближайший недорогой кемпинг или отель. Он начинает мне говорить про третий отсюда съезд с автобана. Подсовываю ему навигатор. Он набирает в нем нужный мне адрес. Попутно сообщает, что моя карта Финляндии устарела, т.к. кемпинг, которому уже много лет на ней отсутствует. Примерно определили точку. Маршрут проложен. Можно ехать. Сердечно благодарю его. Одеваю шлем, сажусь на моц, трогаюсь. Еще раз поворачиваюсь в его сторону, чтобы поблагодарить. Парень смотрит на мой мотоцикл с восхищением. Знаю. Дрозд красив. Кемпинг называется Eden. Еду к нему по навигации. Вернее еду к точке в районе этого кемпинга. По пути единственный раз за всю поездку встречаю полицейскую машину. Отель оказывается почти в центре города. Въезжаю в этот центр. Начинается брусчатка, но аккуратненькая такая. Не такая как в Выборге. Очень красивые старые здания. Опа! Тупик. Слезаю с моца. Красиво. Передо мной море, какой-то канал в граните. Гуляют люди. На берегу канала сидят трое парней с огромной упаковкой местного пива. Как они могут пить такое г…? Но количество внушает уважение. Спрашиваю у них – где находится отель и кемпинг Eden. Они охотно мне рассказывают где и куда мне повернуть. Благодарю их. Как-то даже стесняюсь своего прямотока в таком приятном городке. По описанию парней и указателям нахожу отель. Он выглядит слишком прилично. Понимаю, что мой вид немного не для этого места. Смотрю на один из указателей. О! Где-то рядом кемпинг. Подъезжаю к нему. Захожу на ресепш и спрашиваю, есть ли у них комнаты на ночь. У них нет комнат. У них есть кабины. 35 евро ночь в кабине без полотенец и 40 с полотенцами. Выбираю с полотенцами. Дамочка выдает мне инструкции про душ и туалет, которые находятся в другом здании и показывает мне на карте где находится моя кабина В6. Через автоматический шлагбаум въезжаю на территорию. Офигеть. Прямо под деревьями стоят дома на колесах, прицепы, палатки, небольшие домики. Чистенько так. Народ оборачивается на звук моего прямотока. Подъезжаю к своей кабинке. Рядом перед такой же кабинкой стоит трайк из Голды. У соседней – VJR1300. Свои. Разбираю багаж и иду в душ. Там некторый аншлаг. Ломлюсь в закрытые кабины, пока не понимаю, что у ручек есть красный «флажок», говорящий о занятости кабин. Одна не закрыта. Открываю дверь. В корзинке лежат чьи-то вещи. Ну ничего. Я быстро. Раздеваюсь. Моюсь. Отлично! Стук в дверь и громкий финский голос за дверью. Понимаю, что это владелец вещей. Секунду, я почти закончил. Выхожу, благодарю его за то, что подождал — мне действительно очень нужен был этот душ. Он с приятелем как-то странно заинтересовался мной.
— Откуда?
— Из России.
— Куда?
— На байке на Нордкап.
— Да ну! И сколько вас?
— Один.
— Ну ты, блин, даешь! Удачи!
Расстались почти друзьями. Судя по карте, я где-то рядом с морем. Иду в его сторону. Отличный, большой, чистый пляж. Закат. Отсылаю жене СМС-ку, что я заночевал в Оулу. Гуляю и болтаю с друзьями-мурманчанами по аське. Темнеет. Пора заняться почтой и спать.
День третий
Когда я выхожу из своей кабинки, соседских мотоциклов уже нет. Видно не все мотоциклисты — совы. Иду принимаю душ. Собираю сумки. Вешаю их на мотоцикл. Заезжаю на ресепшн. Кладу ключи на стойку. Спасибо. До свидания. Как-то все приятно. Сегодня строго на север. Забиваю в навигатор Нордкап, как конечный пунк. Не доеду наверное. Почти 1000 км. Ладно, остановлюсь где-нибудь. Выезжаю из Оулу. Навигатор ведет меня какими-то нецентральными дорогами. Появляется знак – контуры границ Финляндии. Верхняя часть закрашена черным и знак «Осторожно олени». Прикольно. Увижу ли я этих оленей. Знал бы я тогда, что будет дальше… Пустые, ровные дороги ведут меня от деревни к деревне. Отличная погода. Солнце. Свежий воздух. Типа гуляю. Есть один минус – заканчивается бензин, а есть ли в этих деревнях заправки. Заезжаю на какую-то стройку. Спрашиваю у рабочих про заправку – «газолин, петролеум, бензин… ммммм»? Эти поняли слово «бензин». Оказывается я не доехал до заправки 500 метров. Спасибо. Вперед… Затяжной поворот. Опа! Сбрасываю газ. Впереди по дороге идет какой-то странный финн. Я наблюдаю его со спины. Коротконогий, низко опустил голову, а длинные руки поднял вверх, но не ровно, а полукругом. Пальцы на руках растопырены. Сюр. Что ожидать от такого на дороге? Замедляюсь. Приближаюсь. Елы-палы! Это же олень! Вид сзади. Подъезжаю. Красавец! Огромные рога покрыты мехом такого же цвета, как и все остальное. Спокойно идет по дороге. Вспоминаю прочтенную в сети историю байкеров с Украины, которые столкнулись с оленем на Голдвинге. Я так не хочу. Аккуратно объезжаю оленя и вперед. Как мне все это нравится! Эта фраза могла бы стать девизом этого мотопутешествия. Отличные пустые дороги в северной Финляндии. Моя скорость возрастает по мере продвижения к северу. С чем связано – не знаю. Возможно, что как раз с качеством и пустотой дорог. Вне населенных пунктов иду с превышением скорости 90% времени. Встречаются в основном дома на колесах. Когда я догоняю очередной авто, он прижимается к правой обочине, сбавляет скорость и мигает мне поворотником. Это значит, что он меня увидел и пропускает. Вот в Москве бы так! Наткнулся на небольшой ремонт дороги. Они ремонтируют такие дороги, которые у нас считаются новыми. Понемногу меняется природа вокруг. Вид за стеклом шлема становиться все ближе, роднее. Начинает напоминать знакомую природу Кольского полуострова. Пролетаю мимо озер и речек, маленьких деревень и ферм. Красота! То здесь, то там пасутся олени. Некоторые небольшими стадами ходят по дорогам. Действительно, зачем идти по тундре и ломать копыта, если есть дорога?! Приходится быть с ними внимательными. Когда проезжаю мимо, они странно косятся. Взгляд испуганный, но их действия совершенно не соответствуют этому испугу в глазах. Испуганно таращится, но не убегает. Из-за этого становится не по себе – не понятно, что он сделает в следующий момент. Держу в голове данное о том, что оленей нужно объезжать сзади. Они когда пугаются, то прыгают вперед. Назад прыгать не умеют или не хотят. Точно не знаю. Глупые, наверное. Выезжаю на какой-то пригорок. Офигиваю. Останавливаюсь. Передо мной несколько ровных, заросших лесом километров, а за ними – горы. Делаю несколько снимков и дальше.
Начинает накрапывать дождик. На небе висит одинокая туча и из нее идет дождь. Проезжаю мимо мотоциклиста на обочине. Он остановился одеть дождевик. Приветственно машет мне рукой. Я отвечаю. Не останавливаюсь, и одевать дождевик, не собираюсь. Мы – русские – не сахарные. Дождь вскоре заканчивается, и я немного злорадствую над тем бюргером – теперь ему придется снимать дождевик. Встречаю знак, что скоро граница Норвегии. Снижаю скорость. Готовлюсь. На границе никого нет. Двери закрыты или мне так показалось, когда я без остановки проехал мимо. Вот я и в Норвегии. Дороги немного хуже, чем в Финляндии. Но это я так, придираюсь. Успели меня финны разбаловать. Вечереет. Навигатор показывает, что до Нордкапа еще 300 с лишним километров, и я начинаю задумываться о ночлеге. Въезжаю в городок Lakselv. Он находится в самом начале того фьорда, концом которого является Нордкап. Указатель какого-то отеля. Подъезжаю к нему, захожу на ресепшн.
— Есть номер?
— Да.
— Сколько стоит?
— 90 евро, вы на мотоцикле?
— Да.
— Дальше по дороге напротив заправки есть гостиница для мотоциклистов.
— Спасибо.
— Гуд бай.
— Гуд бай.
Подъезжаю к указанному месту. Лейзи Плэйс. Спешл прайс фо МС. Перед отелем мотоциклов не вижу. Очень интересно. Медленно начинаю снимать шлем, подшлемник. Краем глаза вижу, как из припаркованной машины выбегает какая-то дамочка и скрывается в дверях здания. Болтала с водителем. Друг, наверное. Захожу внутрь.
— Добрый вечер.
— Добрый, добрый, я здесь.
За стойкой сидит та самая приветливая дамочка из машины и улыбается мне.
— Мне нужна комната на ночь.
— Одноместные номера заняты, но есть двухместный по цене одноместного… спец цена…для вас…бла…
— Душ?
— Да.
— Я согласен.
— Может хотите посмотреть?
— Зачем? Душ же есть?
— Да-да. Я вижу душ это то, что Вам сейчас надо.
Селюсь. 68 евро в норвежских кронах с завтраком. Дамочка дает мне три ключа. Один от моего номера, второй от входной двери отеля, а третий от ресторана, который находится напротив, на другой стороне улицы. В нем я могу позавтракать завтра утром. Класс! Elisa в Норвегии не работает. Это немного расстраивает. Нужно или искать место с интернетом или забить. Забил. Завтра буду или в Финляндии с интернетом или уже в РФ с ним же. Путешествие меня увлекло уже настолько, что я переживаю эту накладку с легкостью. Принял жизненно важный душ. Переоделся. На втором этаже есть уютная кухня, а напротив на заправке магазинчик. Дамочка предложила мне приготовить самому, но что-то в этом предложении мне не понравилось. Понял что. Слово «селф». Вперед в ресторанчик. Какое-то блюда дня и пинта пива приблизили меня к пониманию дзена. Светло как днем, вокруг – сопки. Как мне все это нравится! К моему столику подсел какой-то местный алкаш. Попросил купить ему пива. Я отказал. Он спросил откуда я. Рассказал, что он военный и воевал против русских в Афганистане. Сказал, что на его совести 8 убитых человек. Искал у меня кнопку, которая запускает процедуру покупки пива для алкоголиков-попрошаек. Не нашел. Поговорили мило. Расстались почти друзьями. Подтянул цепь. Немного местного ТВ и крепкий сон.
День четвертый
Где-то должны кормить завтраком. Я помню. Выхожу на улицу. На небе – ни облачка. Светит солнце. Погода старается для меня изо всех сил. Спасибо! Собираюсь переходить дорогу. По ней проезжает мотоциклист на БМВ с алюминиевыми кофрами. Гордый такой уже тарахтит на оппозите. А я еще не завтракал. «Мы русские мотоциклисты рано не выезжаем» – хотелось крикнуть ему в след. Перешел дорогу. Достал третий ключик. Куда бы его воткнуть? Где та заветная дверь? Запах кофе чувствую, но что открывать? Нашел. Вхожу. Оказывается это тот же вчерашний ресторанчик, только я вошел в другую дверь. Центральная дверь закрыта. Бутерброды, кофе, йогурт, фрукты. Все. Можно ехать. Пишу записку с благодарностью. Оставляю ее на ресепшн, где никого нет. Линзы в глаза. Беруши в уши. Подшлемником и шлемом их прижимаем. Вперед на Нордкап! Навигатор показывает, что нужно ехать туда же, куда ехал гордый мотоциклист на БМВ. Может догоню? Шутка. Это одна из самых красивых дорог. С одной стороны – берег моря, с другой – склон на котором пасутся олени. Небольшие серпантины. Мотоциклистов столько, что иногда приходится довольно долго рулить одной рукой. Вторая поднята во встречном приветствии. Из-за поворота на встречу показывается очередная вереница мотоциклов. Впереди – Голда. Перед Голдой – стадо оленей, которые из-за своей непроходимой тупости предпочитают бежать перед мотоциклами по дороге, а не уйти на обочину. Весело. Как мне все это нравится! Который день еду с нисходящей с лица улыбкой под шлемом. Подъезжаю к первому туннелю. Короткий метров 800, но жутковатый. Во второй половине не горит свет. Темно. Плохой асфальт. С потолка капает. Прямоток бухтит. Никто не напал. Вот и свет. Второй туннель. На знаке написано — 8 км. На обочине стоит велосипедист и одевается. Я тоже останавливаюсь. Хорошая погода расслабила меня. Я понимаю, что все это время еду даже без теплой подстежки в куртке. А ведь я на севере. Задумываюсь – не одеть ли, по примеру велосипедиста, дождевик. Может он что-то знает об этом туннеле, о чем я не догадываюсь? Но всего 8 километров. Что бы там ни было – выдержу. Делаю несколько снимков. Больше до Нордкапа фото делать не буду. Хочется побыстрее добраться до цели! Въезжаю в туннель. Очень похож на наши московские. Прохладно, но светло и сухо. Где-то посередине в голову приходит мысль о том, что я еду под Ледовитым океаном. Как мне все это нравится! Выезжаю. Становиться тепло. Следующий туннель примерно такой же длинны. В него забилось стадо оленей. Жарко им, блин, на улице. Рукоятка кольта…, ой нет, рукоятка газа и прямоток расчистили мне дорогу. На той стороне туннеля стоит пропускной пункт – нужно заплатить за проезд. Плачу что-то около 15 евро и еду дальше. Еще один маленький, по сравнению с предыдущими, туннельчик. Отличная дорога, невероятные по красоте пейзажи, но все потом. Потом. Сейчас только цель. Только Нордкап. Догоняю очередную партию легковушек. Бросаю взгляд на номера. Опа! 177 регион. Земляки. Москвичи. Обгоняя коротко бибикнул им в знак приветствия. Ответа не услышал. Земляки. Небольшой серпантинчик. Заложило уши. Интересно. Выезжаю на финишную прямую. Еще один шлагбаум. За 20 евро покупаю билет на Нордкап на два дня и… въезжаю на него. Большая стоянка заставлена домами на колесах и мотоциклами. Обычных машин мало. Быстро снимаю шлем, скидываю куртку, цепляю все это на моц, хватаю фотоаппарат и иду туда. К самому краю. Поближе к Северному полюсу. Отсюда до него ближе, чем до Москвы… подо мной – полупрозрачные облака за которыми можно рассмотреть необычно голубой из-за яркого солнца Ледовитый океан… крик чаек идет откуда-то снизу… тишина… Прошу какую-то немку сфотографировать меня у памятника. Она делает пару хороших снимков. Сам я снимаю все, что вижу. Очень красиво. Гуляю по плато. Думаю, что это плато – рукотворное. Норвеги выровняли поверхность мыса. Захожу в туристический центр. Оказывается он уходит вглубь мыса, в камень еще этажей на 5. Выставка, магазин сувениров, рестораны, кинозал. Какой-то большой зал для мероприятий, в самом низу, с видом через большую стеклянную стену на океан. За этой прозрачной стеной – балкон. На нем никого. Выхожу на него. Он находится ниже смотровой площадки. Тишина. Наслаждаюсь. Делаю фотки. Поднимаюсь на верх. Иду в магазин сувениров. Покупаю обычные памятные магнитики к холодильникам, открытки, наклейки. Теперь нужно придумать, куда на байк приклеить одну из наклеек. Я горд собой. Выхожу на улицу. На плато в большом количестве стоят столбики из камней – пирамидки. Точного смысла создания таких пирамидок на Нордкапе я не знаю. Думаю, что-то обычное, связанное с желаниями или возвращением сюда еще раз. Сам я решил сделать такую для моей младшенькой, для Лики, и заснять это на видео. Были заготовлены стройматериалы и еще одна маленькая, но гордая пирамидка была возведена на мысе Нордкап, о чем есть оригинальный видеоматериал. Программа максимум была выполнена. Можно было отправляться дальше. Подобно альпинистам я понимал, что достичь цели – пол дела. Важно еще и вернуться назад. Не расслабляться. Вернулся к мотоциклу. Понял, что все это время все мои документы были в карманах куртки, которая лежала на мотоцикле. Наверное, рисковал. Отловил какого-то мотоголландца, который ломился мимо меня дальше к смотровой площадке. Смотрел туда не моргая. Видно только слез с мотоцикла. Ха! Я уже там был.
Попросил его снять меня с мотоциклом. Он не отказал. Спросил откуда я и сколько километров проехал. Я сказал, что примерно 2500. Он сказал, что из Нидерландов получается 3000. Пожелали друг другу удачи. Он понесся дальше к краю плато. Подъехал мужичек на легковушке. Встал рядом.
— Раша?
— Да. А ты?
— Южная Норвегия. Куда потом собираешься?
— В Мурманск к друзьям.
— Жаль. Для путешествий по Норвегии очень важна хорошая погода. В такую погоду тебе было бы лучше проехать на запад вдоль фьордов. Необыкновенные виды. Едешь по берегу фьерда в сторону океана, там площадка, смотришь, разворачиваешься и едешь назад вглубь материка. Фантастические виды.
Я пообещал ему, что когда-нибудь так и сделаю. Достал навигатор указал Мурманск конечным пунктом. Больше 500 километров. Круто! Сегодня уже не успею. Навигатор проложил путь опять через Финляндию. Я согласился. Сегодня вечером у меня в друзьях будут Elisa и Интернет! План вырисовывался обычный — еду сколько получится. Ночую. Мурманск будет завтра. На обратном пути решил останавливаться на всех смотровых площадках и фотографировать все пейзажи. А это, я хочу вам сказать, были еще те пейзажи! Где-то на середине решил пообедать. Мне приглянулся ресторанчик на берегу. Подъезжаю. У входа стоит Харли. Останавливаюсь рядом. Бросаю взгляд на номера. Опа! Это что за страна такая в Евросоюзе?! “FUCK” называется. Входит ли она в Шенген? Может попросить там политического убежища?
Зашел внутрь. За одним из столов сидит, как у них водится, пожилой байкер в коже и ест тарелку с пирожными. Прикольно так. Типа суровый мужик с тортиками. Кивнули друг другу. Обед и дальше. Туннели. КПП. Олени. Обращаю внимание на висящие знаки о чем-то. Там есть словосочетание «нордкап коммуна». Интересно. Боролись с коммунизмом и в результате образовали коммуны. Все по теории. Въехал в Lakselv по дороге, по которой утром его покидал. Мысленно попрощался с отелем и с приветливой дамочкой из него и поехал в сторону Финляндии. По той же самой дороге. Пересек границу и опять попал в маленький дождик. Мне даже показалось, что примерно на том же месте где и вчера. Висит тучка в одном месте и поливает. Никаких дождевиков! Где-то должен быть поворот в сторону Киркенеса. Было желание до него «дотянуть», но впечатления и дневной пробег примерно в 700 км давали о себе знать. Вижу знак – «кемпинг 500 метров». Под ним чисто финское слово «SAUNA». Молодцы, что повесили знак за 500 метров. У меня было достаточно времени, чтобы прислушаться к себе и решить где я проведу следующую ночь и чем займусь вечером. Подъезжаю к деревянному домику. Похоже, что это «административный корпус». На ступеньках крыльца сидит пожилой мужичек. Улыбается. Перед крыльцом стоят Кава и VJR. На перилах балкона второго этажа сушатся мотоштаны. Свои. Снимаю шлем. Обращаюсь к мужичку.
— Поспать пустите?
— Конечно.
Захожу внутрь. На ресепшн дамочка, видно жена мужичка. Наверное, владельцы. Есть комнаты за дешево, но вместе с посторонним, а есть отдельные кабинки. Кабинки? Это я уже знаю. Давайте кабинку. На одного. Буду почтой заниматься. Мужичек пошутил что-то про «гёл» на ночь, которую я жду. Жена цыкнула на него. Я поинтересовался в Финляндии я или в Таиланде. Заплатил 50 евро за кабинку на ночь с завтраком и час в сауне. Кабинка оказалась деревянной маленькой с двухэтажной кроватью без белья. Я пожалел, что не взял с собой простынь, как было написано на странице Грома(2). Посплю в легкой одежде. Посмотрел почту и к 11 вечера подтянулся к сауне. В 11:05 все еще никто из нее не выходил. Пришлось постучать и напомнить, что началось уже мое время. Из сауны с извинениями выбежала финская парочка, а я отправился внутрь. Сауна, как и все кабинки, стояла на берегу какого-то озерца. Для полного удовлетворения окунулся в него. Мой час прошел. Чуть-чуть задержался. Вдруг никто не придет, но нет — это не честно. Нужно освобождать. Помылся, собрался, вышел. По пути к своей кабинке увидел очередную финскую парочку, заспешившую в сауну после меня. В своей кабинке обнаружил, что забыл плавки в сауне. Побежал туда, пока они не разделись. Стучу.
— Че надо.
— Я забыл внутри плавки.
— Нет.
— Что «нет»? Даааааа!
Выглядывает мужик. Говорю ему. Понимаю, что мой английский не похож на его финский и он меня не понимает. С присвистом руками показываю ему что-то типа стрингов на себе. О! Понял. Вынес мне плавки. Молодец! Спасибо! Ухожу. Не буду мешать. Сори. Где моя кабинка с двухэтажной кроватью?
День пятый
Завтрак. Завтрак — это очень гуманно. Полностью в духе западных демократий. Вот только где бы его найти? Дверь на ресепшн закрыта. Внизу административного здания есть еще одна дверь. Приоткрываю. Запах! Да мне сюда. Кофе, овсянка, бутерброды, еще что-то. Хорошо. Зашли две пары старичков. Дедули с бабулями. Поздоровались. Сели, кушают. Передо мной на стене карта Финляндии советских времен. Через границу – СССР. Дорог тогда было меньше. Иду в свою кабинку. Погода опять отличная! Собираю сумки, вешаю их на моц. Подъезжаю к административной избе. И что я вижу? Эти старички из столовой – те самые мотоциклисты, чьи байки стоят перед крыльцом, и чьи штаны сушились на балконе. Вот это старость! Стоят и полируют свои байки. Мне стало немного стыдно за моего, покрытого пылью дорог, «Дрозда». Ерунда. Хонда и в пыли лучше. Один из старичков сказал мне какой-то комплимент, толи про выхлоп, толи про сам моц. Я не понял, но кивнул. Положил ключ от кабинки в специальный ящик – типа номер сдан и двинул дальше. Началась одна из самых живописных дорог в северной Финляндии. Машин практически не было. Скорость сбавлял только в слепых поворотах. Из-за оленей. Именно они являются самой большой опасностью на дорогах северной Финляндии. В этом я убежден. На втором месте – мотоциклисты из России. Шутка. Не смотря на глухие места, очень четко рассчитаны расстояния между заправками. В любом более-менее приличном городке их несколько и расположены они так, что проехать мимо них не возможно. По пути обнаружил, что порвалась левая перчатка. Нужно посмотреть, какая осталась из предыдущей пары. Посмотрел. Осталась левая. Итак, из двух пар перчаток у меня осталась одна. Правда одна перчатка черная, а другая красная и фасончик разный. Это уже не важно, ведь Нордкап покорен. Вернуться можно в любом виде. Уточню — в любом живом виде. Очередной поворот. Выравниваю мотоцикл. Впереди на второстепенной примыкающей гравийке стоит олень. Увидел меня, развернулся и ушел по дороге в лес. Дороги для оленей. Очень интересный ход! Действительно, такому животному, с такими рожищами не удобно продираться среди деревьев. Им нужны дороги! Очередной переход на границе между Финляндией и Норвегией. Опять все двери на замках. Ставни опущены. Не работают. Но вдруг есть камеры? Старательно держу скорость в районе 30 км/час. Держу с трудом — отвык. Финские дороги – прямо таки развращают. Опять Норвегия! Давно не виделись! Со вчерашнего дня. Еду в сторону Киркинеса. В голову приходит мысль, что я побывал на берегу Северного ледовитого океана и даже руки в нем не помочил. Нужно исправить. Останавливаюсь на смотровой площадке на берегу. Отлив. Вода отступила довольно далеко. Закрепляю камеру на мотоцикле. Она должна заснять на видео столь знаменательный момент. Иду по валунам. Крадусь к воде. Мочу руки. Машу камере. Возвращаюсь. Клип не удался – переполнена карта памяти. Слишком много фото. Что ж. Достаю ноутбук и копирую содержимое на винт. Вставляю карточку. Дубль два. На этот раз все получилось. Уходя к воде, оставил ноутбук на мотоцикле. Движение на дороге было довольно оживленное. Наверное, рисковал. Киркинес остался в стороне. Заправился и поехал по навигации и указателям на Мурманск. Чувствую, что подъезжаю к границе, но что это?! Перед норвежским шлагбаумом стоит туристический автобус и местные туристы из-за него фотографируют российскую сторону. Достопримечательность? Вежливый пограничник поднял шлагбаум , кивнул, сказал «гуд дэй». И тебе — привет. На норвежской границе — никого. Офис. Печать в паспорт. В Россию. Перед Россией шлагбаум. За шлагбаумом машины. Очередь. Снимаю шлем и вешаю его на зеркало. Дышу свежим воздухом. Прислушиваюсь к себе. Ностальгии по Родине — не чувствую. И так всегда. Может я не здоров? Поднимают шлагбаум. Я трогаюсь, а мой шлем падает с зеркала на асфальт и катится. Блин! Не люблю ронять шлем. Остановился. Слез. Пошел за ним. Пограничница встрепенулась:
– Что у Вас случилось?
— Шлем уронил, а их ронять нельзя.
— Аааааа….
Объяснять про одноразовые пенопластовые внутренности не стал. Прохожу пограничные формальности. Получаю пропуск на выезд. Выхожу к мотоциклу.
— Ну кто-нибудь меня посмотрит?
— Проезжай….
Пихаю пропуск в приоткрытую сумку на баке и двигаюсь к выезду. Слышу сзади — окликивают кого-то. Это меня. Пропуск выдуло. Разворачиваюсь, возвращаюсь. Беру его из рук очередной пограничницы. Шутим на тему, что от них не возможно уехать и уезжаю. Дорогу после границы недавно починили. Для России она хороша. Но естественно хуже норвежско-финских. Традиция у нас такая. Одна из двух. Через несколько километров первый шлагбаум. Выпускают. Еду дальше по направлению к Никелю. Вижу перекресток. Огромный указатель говорит мне, что в Мурманск – направо. Соглашаюсь с ним. Второй шлагбаум. Выходит офицер с Калашматом и в очках. Проверяет мой паспорт и пропускает. Еду дальше. Хорошо еду, быстро. Дорога широкая и ровная. Километров 15. Потом дорога заканчивается. Начинается гравийка. 15 км/час. Еду минут 15. Жалко мотоцикл. Понимаю, что долго так ехать не хочу. Останавливаюсь. Решаю посмотреть, что показывает навигатор — может там есть данные о том, сколько еще ехать по гравийке? Навигатор не показывает ничего. Он не видит спутников. Странно. Разворачиваюсь и ковыляю назад. Выезжаю на асфальт и гоню к шлагбауму. В результате эмоциональных переговоров с пограничниками у шлагбаума было выяснено, что гравийка длится километров 15, что я не доехал до второй трассы Никель-Мурманск, что та трасса лучше, что навигация там не работает, т.к., возможно, наши глушат сигнал. Пока! Могли бы предупредить сразу. Дорога из Никеля в Мурманск – отличная. Я так понял, что ее делают большими кусками каждый год. Последние 150 км вообще супер, по российским понятиям. Вот и Абрам-Мыс. Дальше – личное.
День шестой и седьмой
прошли во встречах, шашлыках и прочих человеческих радостях.
День восьмой
Пора. Пора ставить точку. Нужно ехать назад. На чисто вымытом мотоцикле я выехал традиционно, т.е. поздно. Конечным пунктом навигатору указал Хамину в Финляндии. Он проложил мне дорогу опять через Норвегию. Немного подумав, я решил, что так и поеду. Здесь хорошая проверенная дорога, а там – неизвестность. А с неизвестностью в виде автострады-гравийки я уже сталкивался. До границы было рукой подать. 250 км пролетели не заметно. Русские спокойно выпустили. Норвеги начали впускать. В окне сидел тот же офицер, который два дня назад оформлял меня на выезд. Меня он не помнил. Поискал и изучил мою финскую мультивизу. Спросил куда я еду. Я честно сказал, что в Финляндию.
— Через какой пункт перехода границы будешь выезжать из Норвегии в Финляндию?
— А я откуда знаю? Я еду по навигатору – куда он приведет там и перейду.
Его устроил ответ. Они с моим навигатором знают что-то, чего не знаю я. Это что-то он вбил в свой суперкомпьютер большого брата. Норвегия. Опять как-то поотпустило. Воздух свободы что ли? Улыбка опять предательски забралась на мое лицо и растянула его. Как мне все это нравится! Знакомый Киркенес опять остался в стороне. Заеду как-нибудь потом. Сейчас нужно в Финляндию. Нужно проехать как можно больше, чтобы завтра к вечеру уже быть у границы России под Выборгом. Отличная дорога. Свежий воздух. Живописные виды. Олени. Вечер. Я в гористой местности. Наверное, именно здесь находятся те знаменитые лыжные курорты Финляндии. Указатель отеля. Думаю, что вовремя. Время отдохнуть. Очень красивый пустой отельчик. Никого вокруг. Останавливаюсь. Захожу на ресепшен. За стойкой старушка. Опять будут проблемы с языком. Точно! Ничего не понимает. Подошла какая-то семейная пара, которая распознала в моей речи слова «бэд» и «найт» и перевела старушке, что мне нужно в ее отеле. Мне досталась койка в двухместном номере с завтраком за 27 евро. Это был своеобразный хороший рекорд. Гостиница была пуста и душ, который был в коридоре напротив моего номера, был в полном моем распоряжении. Я занял весь номер, переоделся и пошел гулять. Внизу было красивое озеро. Или река. Я не понял. Вернулся в номер, получил почту и лег спать.
День девятый
Завтрак в скандинавских странах — стабильно хорош. Ничего нового, но все очень качественно. На этот день целью было добраться до Российско-Финской границы. Я еще не понимал, с какой ее стороны мне лучше заночевать. Решу ближе к вечеру. Навигатор был наведен на цель – город Иматра, и мы с ним как черная крылатая ракета с самонаведением полетели в сторону этой цели. Не подбить бы оленя по пути. На одном из поворотов большой кровавый след с остатками костей. Одним оленем на финских дорогах точно стало меньше. А вот и еще один. Идет по правой обочине. Начинает смещаться к центру дороги. И тут я сделал ошибку. Зная, что нужно стараться объезжать их сзади я, как и он, стал смещаться влево на встречную полосу. И тут олень побежал. Он бежал на другую сторону дороги на перерез мне, но не перпендикулярно, а под углом. И тут я начал оттормаживаться, но, что это было за торможение, Ватсон! Что это было за торможение?! Мне показалось, что задние копыта этого перехватчика промазали на каких-то 10 сантиметров мимо моего переднего колеса. Мы устояли. Ракета летит дальше. Было интересно наблюдать смену природных поясов, но теперь уже в обратную сторону. Карелия сменила Лапландию. Растительности стало заметно больше. Скорость не опускалась ниже… ну не важно чего. Догоняю очередную попутку. Какая-то Вольво. Квадратный сарай. Жду удобного момента, чтобы его обогнать. Выкручиваю ручку газа и выезжаю на встречку. Смотрю в правое зеркало. Вольво – рядом. Решил погоняться со мной. Кручу еще. Почти не отстает. Потом отстал. Бросаю взгляд на спидометр. 230. Ограничение – 100. А ведь я считал, что финны очень тщательно соблюдают правила своего дорожного движения. Скоростной режим там и прочее… Заблуждался. Выехал на дорогу в сторону Лапееранта. Появились знаки, предупреждающие об установленных впереди камерах. Скорость сильно упала. Появилось время подумать о том, где заночевать. Цены с той стороны и с этой были примерно одинаковыми, но с этой стороны все значительно комфортнее. Решено – заночую в Иматре. Сколько раз проезжал мимо Иматры, а ни разу не въезжал в сам город. Он оказался очень аккуратненьким. Нужно было найти отель. Следуя по знакам, я подъехал к гламурному отелю в центре города в виде старого замка. Нет. Не мое. Нужно поискать что-то еще. Прокатился немного вперед-назад. Ничего другого не вижу. Еду по улице, равняюсь с мотоциклистом. Бибикаю и кричу ему, что мне нужна его помощь. Останавливаемся. Он открывает «забрало». Фу ты! Никак не могу привыкнуть к тому, что у них мотоциклисты, в основном, пенсионеры или люди близкого к пенсии возраста. На меня смотрят глаза старика на красном лице. Задаю вопрос про отель. Он что-то испуганно лапочет. Жмет плечами. Потом начинает показывать руками остроконечную крышу или башенку. Все понятно. Опять посылает меня к тому же отелю. Спасибо! Еду туда. На ресепшн спрашиваю про другой отель, более подходящий для пыльных мотоциклистов. Дамочка достает карту и показывает мне, где примерно находится то, что я ищу. Благодарю, беру карту и отправляюсь на дальнейшие поиски. Немного напрягаюсь из-за позднего времени. По-местному десятый час, а я уже знаком с финской привычкой рано заканчивать работать и ложиться спать. Есть опасность, что меня уже не поселят. Нахожу отель. «Анна Керн». Что-то очень знакомое. Потом узнал, что это любовь Пушкина. Теперь и моя тоже. Хочется спать. На площадке джипы с родными номерами. Да, это то место, которое я искал. Дверь закрыта. Звоню. Какая-то дама открывает дверь. Начинаю говорить что-то на английском. Ее лицо знакомо вытягивается. Русская. Дверь мне открыла такая же гостья, как и я. Но она уже жила в гостинице, а я еще нет. Звонок хозяевам уровнял нас в правах. 60 евро за койку в двухместном номере, где я буду один и завтрак. Сил на прогулки уже не оставалось. Бесплатный Wi-Fi в отеле. Почта. Глубокий сон.
День десятый. Заключительный
Он должен стать ударным. Около 1000 км до Москвы плюс пересечение границы. Перед таким рывком нужно хорошо подкрепиться. Ну вы уже знаете – завтрак рулит. Сумки и тело на моц и вперед. Это первый день заграничной части путешествия, когда небо покрыто облаками. Стоило мне отъехать от отеля, как пошел мелкий дождь. Мелкий, значит можно пока обойтись без дождевика. До границы – рукой подать. Фин не глядя шлепнул куда-то в середину паспорта печать. Гуд бай. Русские тоже пропустили без проблем. В сумки никто не полез. Ни разу. Въехал на родную землю уже под серьезным дождем. Автовозы тянулись колоннами, поднимая в воздух грязную воду с асфальта. Пришлось одеться в дождевик. Подогрев ручек чуть-чуть улучшил ситуацию. Дорога оказалась отвратительной. Несколько километров мы ехали со скоростью не больше 10 км/ч. Мы – потому что это была сплошная колонна из фур и автовозов. Визор запотел. Приходилось его приоткрывать, чтобы набегающий поток воздуха подсушил его. Я вспомнил про систему «пин-лок»(3) на моем шлеме Shoei. Решил второй раз в жизни попробовать, как она сработает. Уже у Выборга остановился на заправке. Достал чехол с запасным визором и пластмаской пин-лока. Оказалось, что пластмаска частично потеряла прозрачность, т.к. терлась о запасное стекло. Ерунда. Это лучше чем обгонять фуры вслепую с запотевшим стеклом. Почистил стекло. Прицепил пластмаску. Одел на перчатки специальные дождевые варежки. Включил все обогревы и поехал в сторону Питера. Система пин-лок работает плохо, но работает. Что-то было видно. «Спасибо всем тем, кто мигал дальним светом!». Гаишные засады проезжались образцово-показательно. На выезде с питерской кольцевой в сторону Москвы появились первые солнечные лучи. Еще километров 150 и я снял с себя дождевик. Гадюкино осталось позади. Почему там всегда дождь? Дальше были заправки, дорога и опять заправки. Один раз меня испугала гроза. Я даже остановился на обочине. Посмотрел на затянутое тучами небо… впереди…сзади. Решил ехать домой. Высохну уже дома. К Москве я подъехал в темноте. Уткнулся в пробку. Просочился в начало. Ремонт дороги. Около 23:00 я вкатился на свою стоянку. Прошло каких-то десять дней, но мир изменился. Навсегда.
Берегись Португалия!
Больше фото здесь: http://picasaweb.google.ru/alexei.kolganov/Nordkapp09#
Спонсор поездки – интернет-магазин интернет-магазин usa-auto.ru
————
Нордкап(1) — http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%BE%D1%80%D0%B4%D0%BA%D0%B0%D0%BF
Гром(2) — http://www.thunder.ru/outfit.htm
Пин-лок(3) – Система, позволяющая прикрепить второе гибкое стекло к обычному стеклу мотошлема. Разработана, как защита от запотевания.
Другие интересные публикации:
Рубрика: Рассказы.
3 сентября 2009 в 17:49
СУПЕР!!!!! Лёша, молодец! Очень красиво написал! 🙂
11 сентября 2009 в 10:32
КРУТО!!! Алексей, спасибо за этот красочный рассказ! Как будто тоже проделал это путешествие. Очень здорово, что прямо в тексте есть фотографии, можно было бы даже больше их вставить и сразу покрупнее. Огромное спасибо!!!
12 сентября 2009 в 18:50
понравилось 🙂
14 сентября 2009 в 23:00
Лёша, ну ты герой!
Хорошо излагаешь. Тебе явно надо книги писать.
15 сентября 2009 в 16:24
Лешка, это круто, было о чем писать, и есть приятнейший стиль. Спасибо, пиши больше!
24 сентября 2010 в 15:31
очень увлекательно,мне очень понравилось!