СТРАННАЯ МИССИС СЭВИДЖ

Джон Патрик «Странная миссис Сэвидж». Прежде чем говорить о постановке на сцене Криворожского театра им. Шевченко, пару слов хочется сказать об авторе пьесы. Джон Патрик – человек нелегкой судьбы. Он родился в Луисвилле, штат Кентукки, США. Родители вскоре отказались от него, и он провёл детство в приёмных домах и интернатах. В возрасте 19 лет получил работу на радио в качестве диктора в Сан-Франциско, штат Калифорния.

Успех к драматургу пришел после постановки пьесы «Поспешные сердца» (1945 г.), он разбогател, купил недвижимость. «Странная миссис Сэвидж» (1951г.) – не самая популярная пьеса Джона Патрика, ее хоть и ставили с 1966 года на русском языке в Театре имени Моссовета. И роль миссис Этэль Сэвижд сыграла сама Фаина Раневская. Более того, эта роль для Раневской стала одна из наиболее любимых. Спектакль ставился не часто – следующая премьера после 1966 года была в 2005 году в Свердловске. В 2006 году – постановка в Театре кукол им. С.В. Образцова. В том же 2006 году на Украине был выпущен фильм – экранизация комедии «Странная миссис Сэвидж» под названием «Странное Рождество»: режиссёр Максим Паперник, в ролях снимались Барбара Брыльска, Богдан Ступка, Лия Ахеджакова, Ольга Сумская и др. В апреле 2008 года постановка в Павлограде. В 2009 году в Киеве. В 2010 году – Липецк. И вот в 2012 году Заслуженный артист Украины Василий Петрович Короленко ставит пьесу в нашем городе, силами Криворожского театра им. Шевченко.

Почему пьеса, которая получила массу лестных отзывов, ставилась не особо часто? Ответ на этот вопрос можно получить у самого Джона Патрика. В авторском вступлении перед «Странной миссис Сэвидж» он пишет:

 

«Пьеса оживает лишь в том случае, если читатель либо актер целиком проникнут  в замысел автора. Исправленная интерпретация пьесы исказит ее смысл. Чрезвычайный нажим там, где этого не требуется, нарушит цельность и тонкий смысл, и пьеса приобретет черты дурного вкуса или же лишится этого авторского смысла. Главное, чтобы в «Странной миссис Сэвидж» славные больные, помещенные в «Тихую обитель», были показаны с теплотой и уважением. Их «дом – не «Сумасшедший дом» и эти милые люди не «сумасшедшие». Малейшее преувеличение и интерпретация этих образов развеет всякое очарование и юмор. Цель пьесы – противопоставить этих людей детям миссис Сэвидж, безумному внешнему миру. Отклонение от этой точки зрения ради показа юмористических положений может исказить смысл пьесы, и как актеры, так и автор не достигнут намеченной цели.»

 

Оказывается дело не в запретах, не в сложных декорациях (они не меняются в течении всего спектакля), а в сложности режиссерской работы с актерами. Он не должен дать им «переиграть» жадность, алчность и безумие. Ведь в незатейливом сюжете буквально с первых мгновений зрителю становиться понятно, где спрятаны ценные бумаги. С первых образов персонажей уже понятно кто и что желает, и прослеживается, кто и что получит в итоге. Не в сюжете дело. Смысл, который вложил автор в «Странную миссис Сэвидж» — противостояние, извечное – детей и матери, притом неродных детей и неродной матери. Мира и миссис Этэль Сэвидж, Мира и обитателей «Тихой обители». Искушение деньгами. Притом ими искушаются все – семья Сэвиджей, доктор Эмметт, мисс Вилли, пациенты пансиона. Все и каждый по-своему. Детям хочется роскоши и власти, ведь они привыкли так жить, для них это естественная среда обитания, самой Этэль Сэвидж для исполнения ее юношеских, в чем-то наивных мечтаний, мисс Вилли на спасение мужа…  Да чего только не сделаешь на десять миллионов долларов!

Но в этом весь трагизм, описанный автором. Внешний мир полон безумия, тупости, зла и цинизма… Злой мир ранил каждого обитателя «Тихой обители» они вовсе не безумны, они на грани, и сами это понимают. Выражается это в нежелании слышать новости. Ведь они могут вызвать грусть. В нежелании увидеть собственные причуды, потому, что если их удастся побороть, то могут появиться новые. И, что вполне вероятно, их будет победить гораздо трудней. Зачем совершать насилие над собой? Проще спрятаться за стенами пансиона, выращивать на собственных грядках цветы, поддерживать «странности» друг друга и не бояться заглядывать в завтрашний день. Просто не ложиться спать. Или, вернее, создать иллюзию, что не ложишься.

Но происходит вторжение в тихую, упорядоченную жизнь – появляется миссис Сэвидж со своими десятью миллионами долларов. Появляется новое искушение – деньги. Они-то, по мнению большинства, могут не только помочь мечтать, но и создать, осуществить мечту, пусть самую безумную.

Вот тут, на мой взгляд, Джон Патрик и показывает в своей пьесе всю бессмысленность, я бы даже сказал жестокую бессмысленность «больших» денег. Ведь они – это порождение безумного мира, вершина безумия. Обладать ими не радость, а бремя. Распорядиться ими не подарок судьбы, а проклятие. Совершать добрые поступки в озлобленном, жадном, меркантильном обществе – это и есть истинное безумие! Нет, деньги ничего не решат, никак не помогут. Поэтому миссис Сэвидж не хочет уходить из «Тихой обители», она-то уж, как никто другой, понимает, что ни добра, ни счастья они не принесут! Что деньги – это проклятье! И обретенные вновь ценные бумаги вовсе не радуют ее, они отправляются в чемодан, как и другие совершенно ненужные вещи. Радость свободы вновь меняется на бремя ответственности…

На мой взгляд, Василию Петровичу Короленко удалось сохранить, донести истинный смысл  пьесы, удивительно тонкой, хрупкой, словно чтение между строк. Сюжет, как и в замысле автора, уходит в сторону. Вспоминаются слова Ганнибала, ответ на вопрос миссис Сэвэдж, глубокий ли шрам, сильно ли изуродовано лицо Джеффа? Ганнибал ответил: «Нисколько. Джефф остался невредим, но он один уцелел. Весь его экипаж погиб. Его рана более глубокая, чем кажется на первый взгляд.» Остается главное, а оно все в той же иллюзии, которую каждый из нас создает в течении  всей своей жизни. А ее медленное разрушение и есть неминуемая смерть. Конец любой, даже самой совершенной иллюзии…

Хочется сказать о мастерстве актеров.

Если бы не их умение, то главное осталось бы не сказанным, получился бы мир в образе одноглазого медведя, примитивная комедия, где «плохие» и «хорошие» явно и сразу видны.

Актеры справились.

Великолепная игра самой миссис Этэль Сэвидж (Людмила Мельникова), свободную, своенравную, но униженную всей своей жизнью, тем долгом, который она честно отдала своему мужу.

Доктор Эмметт (Народный артист Украины Владимир Полубоярцев) более похож на доброго полицейского, который знает и, безусловно, блюдет закон, но прекрасно понимает, что все остальные этот закон могут много раз нарушать. Имя этого закона – мораль. А она трактуется каждым по-своему. Да и сам доктор, может, переступил бы эту самую  мораль, но рядом мисс Вилли…

Мисс Вилли (Ирина Александрина) сыграла безупречно, любящая жена, верная, преданная женщина, живущая верой в то, что ее муж Джефф все же вернется к ней прежним Джеффом-пианистом. Что она поможет ему вновь обрести себя.

Удивила игра миссис Пэдди (Екатерина Смирнова-Балагура), перечисляющей лишь вещи, что ее раздражают, а это абсолютно все, что ее окружает. Она дала обет ни с кем не общаться. Кроме раздражения и отрицания – молчание, но какое? Она вовсе не равнодушна к происходящему. Она участник событий, играющая свою сложную роль блестяще.

Из детей Сэвиджей выделяется Тит, сенатор (Геннадий Шумаков), внесший в спектакль динамику и яркий колорит, притом, что роль сенатора сыграть не пафосно почти невозможно. Сама фигура Тита полна цинизма и пренебрежения к окружающим. Актер не переиграл, не «перетянул на себя» внимание и тем самым не отвлек зрителя от основного замысла пьесы.

Нельзя не отметить игру Ганнибала (Виталий Безносенко). Он играл самоотверженно полностью выкладываясь на сцене и его герой – математик, мечтающий играть на скрипке, скромный, интеллигентный, безусловно, высокообразованный человек, гармонично занял свое место в спектакле. Его мягкий, словно с беззвучными извинениями, голос противостоит колоритному, властному голосу сенатора.

Повторюсь о том, что лишь интеллигентность режиссера Василия Петровича Короленко, его личная позиция в отношении к миру окружающему. Его опыт и профессионализм помогли  мне, как  зрителю, увидеть пьесу Джона Патрика «Странная миссис Сэвидж» в этой великолепной подаче. Во всей красе и во всем трагизме.

Говоря о самом Джоне Патрике – он окончил жизнь 7 ноября 1995 г., 90-летний драматург был найден мёртвым в своей комнате, с полиэтиленовым пакетом на голове.

Нет ничего удивительного – так воспринимать обезумевший мир, чем он мог отплатить ему взамен, только таким финалом.

Хочется обратиться к тем, кто еще не определился в своем жизненном выборе, что есть понятие ценности, и какова цена самой жизни. Посмотрите пьесу Джона Патрика  «Странная миссис Сэвидж» в постановке Заслуженного артиста Украины Василия Петровича Короленко на сцене Криворожского театра им. Шевченко. Могу заверить – равнодушными не останетесь.

 

Андрей ДЮКА

Член Национального союза журналистов Украины

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *