Чай Ок!

07-11-2009,

В одной компании работало 16,5 человек, сидели они в 3 комнатах и была у них ещё небольшая кухонка. Периодически сотрудники кипятили чайник. Чайник нужно было залить водой, включить и ждать несколько минут. Многие не дожидались и уходили работать, надеясь вернуться, когда чайник закипит. При этом часто забывали, что они ставили чайник, или приходили другие сотрудники и использовали всю воду.

Умельцы своими руками приладили к чайнику датчики объема и температуры. Наладили удалённое включение и выключение чайника. Только воду наливать всё-таки приходилось вручную. Собрались уже писать утилиту для удаленного управления чайником, как я заглянул к ним починить ноутбук. Дело было летом, заказов было мало, ну и я предложил им свои услуги в обмен на починку ноутбука.

Доступ к удалённому управлению чайником должны были иметь все сотрудники. Это не должно было отвлекать их от работы и занимать много времени. Поэтому оптимальным решением стал значок в области уведомлений на панели задач (справа внизу на экране).

Вот разные состояния такого значка:

разные состояния значка

Если навести на значок мышкой, то появляется подсказка:

подсказка

А включить чайник, установить уведомление о том, что он вскипел и настроить звуки можно, кликнув ко значку:

меню

Когда чайник закипает, на компьютерах с установленной галочкой «Сообщить когда вскипит» появляется сообщение:

Сообщение

Поскольку не хорошо отвлекать людей от работы постоянными сообщениями о готовности кипятка, а также неприятно, когда твою воду выпивают другие, то галочка «Сообщить, когда вскипит» сбрасывается после отображения сообщения. Галочка устанавливается сама, когда сотрудник выбирает пункт «Включить чайник».

Самый удобный язык для отображения деятельности – это Дружелюбный Русский Алгоритмический язык, Который Обеспечивает Наглядность – ДРАКОН. На этом языке программировали «Буран» и «Морской старт». Разработал его русский учёный Владимир Даниелович Паронджанов. Любой школьник может освоить этот язык по книге «Занимательная информатика»: http://www.ozon.ru/context/detail/id/3080890/. Более фундаментальный труд по этому языку «Как улучшить работу ума: Алгоритмы без программистов – это очень просто!» — можно скачать бесплатно: http://lib.rus.ec/a/37537.

Что бы проверить все повседневные и критические сценарии использования утилиты сотрудниками, была составлена схема их взаимодействия на языке Дракон:

Схема взаимодействия

Схема состоит из 4-х «веток»: 1) Чай Ок? 2) Налить воду; 3) Работать и 4) Пить чай.

1) В самом начале работы с утилитой, в ветке «Чай Ок?» пользователь должен выяснить состояние чайника и оценить свои шансы на заполучение кипятка. В этом ему поможет значок, который показывает количество и температуру воды в чайнике. Значок всегда перед глазами и если в чайнике достаточно горячей воды, то пора бежать за кипятком – ветка «Пить чай».

Если воды в чайнике явно мало, то надо «Налить воду».

Если процесс приготовления кипятка идёт штатно, то если действовать наверняка, надо включить оповещение о готовности кипятка. Сотрудник кликает мышкой по значку и выбирает пункт меню «Сообщить, когда вскипит». Фон значка становится, например, зелёным – так сотрудник видит, что утилита его поняла.

Также может потребоваться включение чайника. То же меню, при этом оповещение включается автоматически. Теперь всё готово, можно с чистой совестью продолжить «Работать».

2) Ветка «Налить воду» — это бег трусцой или степенная прогулка :-) на кухню, собственно наливание воды в чайник, его включение и настройка оповещения о готовности кипятка. Последнее делается уже на рабочем месте.

3) Ветка «Работать» — это святое время, оно может быть прервано только сообщение о готовности кипятка. Если сотрудник не боится конкурентов, то он может настроить и звуковое сообщение об этом событии.

4) Последняя ветка «Пить чай» — это то, для чего затевался весь этот проект – тут пользователь наливает желанный кипяток в свою кружку.

После внедрения утилиты, были выявлены и недостатки предложенного решения: сотрудникам не было понятно, сколько сейчас человек хочет пить чай и хватит ли на всех воды. Поэтому интерфейс был доработан, но это уже другая история…

Услуги:
* Аудит юзабилити – комплексная экспертиза
* Модернизация интерфейса – постепенные улучшения
* Экстремальное юзабилити – быстрый старт
* Проектирование интерфейса – тщательная проработка

Резюме, проекты, отзывы: http://fedyaev-andrey1.moikrug.ru

Рубрика: Всячина.
Метки: , , , , .
Подписка RSS: комментарии к записи, все записи, все комментарии.

Оставьте свой отзыв!





Подписка на новые записи


Наши группы в соцсетях:

Одноклассники В контакте Face Book Мой мир